Манифест Движения "За позитивное мышление"
Послание Природы людям планеты Земля
Home



Home


Экономика и нравственность. Что первично?
(Письмо Дмитрию Быкову, посланное в 2009 году).


Уважаемый Дмитрий Львович!

Слово "кризис" звучит в вашей программе все чаще и, конечно, в основном в связи с глобальным экономическим кризисом. Вы недвусмысленно выражаете надежду, что экономический кризис может повлиять на уровень нравственного состояния Российского общества. Таким образом, вы как бы выражаете мысль, что не все в порядке с нравственностью в "Датском королевстве" и нужно что-то менять. С вами трудно не согласиться. Вопрос только в том, что именно менять и какими способами и путями.

Должен признаться, я не разделяю вашей надежды на всемогущее влияние экономики на нравственность, поскольку считаю нравственность первичной, а состояние экономики полностью зависящим от уровня нравственного и интеллектуального развития общества. А вот обратное влияние слишком слабо, чтобы произвести большие (не говоря уже о коренных) изменения в общественном сознании. На мой взгляд, экономический кризис в России не только не сможет улучшить моральный климат, но и приведет к дальнейшему расколу общества, в котором большинство будет искать путь к "спасительному берегу" по головам сограждан (такие картины я уже видел в конце 80-ых). А очень глубокий кризис может привести и к "русским бунтам" бессмысленным и жестоким. Уже сейчас уровень преступности значительно растет.

Очень жаль, что вы не задали вопрос о влиянии нравственности на экономику Анатолию Вайсерману, которого вы прочите в советники президенту, а он милостиво соглашается. Он как-то очень одобрительно отозвался об уровне нравственности в американском обществе, заверив нас, что американский народ несет в себе генетическую предрасположенность к трудолюбию и обязательно выберется из кризиса. И уж совсем не коснулся вопроса об уровне трудолюбия в России, наверно посчитав этот фактор не существенным для расцвета российской экономики, который он обещал в скором времени, и намного раньше американского, объединив Россию с Бразилией, Китаем и Индией (странами, сильно отличающимися по восприятию духовных ценностей).

Такое пренебрежение к духовным ценностям кажется мне тяжелой болезнью подавляющей части российской интеллигенции, пытающейся скрыть свой цинизм за кажущимся нейтральным словом прагматизм. Все эти записные аналитики несут тяжелое бремя российского социализма, в котором живой человек заменялся цифрами показателей. Как будто экономику делают не люди, а статистические данные. Можно подумать, что умение и желание человека работать полностью определяется зарплатой, которую он получает.

Меня приводит в состояние прострации это почти поголовное для России преклонение перед мамоной. И не потому, что я не знаю, что нужно делать и как исправлять ситуацию, а потому, что ни я, ни кто другой, аналогично мыслящий, не смогут объединиться и найти поддержку у служителей мамоны. Тщеславие и индивидуализм русских людей слишком велики, чтобы объединиться и обрести экономическую независимость и поправить безнадежно испорченный имидж. Вот почему я не разделяю также и оптимизм Анатолия по поводу возврата Украины к дружбе с Россией. Хотя уровень нравственности в самой Украине, скорее всего не выше, но внутреннее понимание того, что Россия не образец для подражания не позволит украинцам искать дружбы русских.

Человек рождается с высоким уровнем внутренней духовности, заложенной в него самой Природой наряду с животными инстинктами. Общество сильно влияет на этот уровень, подравнивая его под собственный уровень развития с самого раннего детства. Сильный удар человек получает в момент полового созревания, когда врожденное чувство любви смешивается с инстинктом размножения. Уровень нравственного развития общества определяет направление этого удара, превращая человека либо в похотливое циничное животное, либо в семьянина с высокими моральными ценностями. Дальше идет приобщение человека к социуму, делая из него либо созидателя, способствующего развитию общества, либо потребителя, пытающегося урвать себе лучшие куски любыми способами, невзирая на нравственность. К несчастью, второе качество сильно превалирует в России, отбрасывая ее в ряды стран с низким уровнем развития духовности, а вместе с духовностью и низким уровнем экономического развития.

Люди почему-то не могут уяснить одну очень простую совершенно очевидную истину: для хорошей жизни нужно созидать; построить хорошую жизнь, разрушая – невозможно. А Россия на протяжении всего 20 века занималась разрушением. Работать лучше, объединившись и идя к единой цели, помогая друг другу, а не мешая. Личная жадность, зависть и враждебность к согражданам не позволят достичь и личного благосостояния в собственной стране, а попытки перебраться с наворованным заграницу приведут к потере личности. Для развития страны и экономики нужны как личные знания и высокий инетеллектуалный уровень, так и уважение к согражданам и желание им помочь.

Но истинный интеллект не бывает аморальным, а нынешнее поколение молодых москвичей и москвичек навсегда останется в моей памяти со спущенными на ягодицы штанами, с сигаретой в одной руке и банкой пива в другой, цинично пускающими дым от сигареты в лицо собеседнику с видом совершения подвига. И кто бы ни говорил об их большом уме, у меня всегда будет напрашиваться вопрос: а не смешан ли этот ум с цинизмом, к которому больное общество всегда пытается приклеить ярлык "здоровый". Я, конечно же, не поливаю грязью всех и вся. В каждом обществе много умных, честных, работящих людей. Но в России погоду делают, к сожалению, не они.

Цинизм поразил подавляющую часть общества. Все приходящие к вам в гости "психологи", как будто сговорившись, утверждают, что в человеческой жизни нет смысла, но его надо придумать. Эти люди тяжело больны, и вылечить их трудновато, поскольку сами они считают себя здоровыми. Они в один голос проповедуют необходимость полностью подчиниться физиологии и отодвинуть понятие нравственности на второй план, оставляя ей роль красивого, но "вредного для здоровья" атрибута. И подняться на защиту нравственности некому, поскольку вы хоть и делаете это, но как-то вяло и неуверенно, как будто сомневаясь: нужна ли? Может без нее лучше? Меньше мороки.

Частенько люди, понимающие, что нравственность важна для жизни общества, утверждают, что экономика важнее, и делают это по той простой причине, что у нравственности нет другого пути распространения, как только личное примеривание на себя. Начинать всегда надо с себя, и другого пути нет – в этом основная проблема. Легко распознать безнравственность другого, но свою – всегда трудно. Но распознать еще полбеды, беда – исправиться.

И у нынешнего экономического кризиса глубокие корни безнравственности людей современного общества. Американцы обленились, заелись, погрязли в тщеславии и погоне за легкими деньгами – вот вам и результат. Трудолюбивые китайцы напомнили им о необходимости кушать и путешествовать поменьше, а работать побольше. И Анатолий напрасно пытается приуменьшить глубину нравственного кризиса, поразившего Америку. Этот кризис готовился десятилетиями, и не может быть преодолен за парочку лет – слишком глубоки корни. О нем говорил и Гринспен в Конгрессе, в 2004, и Билл Гейтс бьет тревогу и пускает часть своих заработанных честным трудом денег на борьбу с ним, и Уоррен Баффет не остается в стороне. В Америке к 2020 году ожидается нехватка трудовых ресурсов с образованием high school в 14 миллионов человек. Американцы не хотят учиться и бросают школу, не окончив. Американское правительство снова открыло ворота для русских и китайцев через лотерею Грин кард, которые были закрыты около десяти лет, признав тем самым, что не справляются, и перестали гнушаться русскими.

Но в самой России дело намного хуже. Молодежь перестает учиться слишком рано, не получив и половину нужного количества базовых знаний. Миллионы молодых идут в милицию и охрану (спрос на которые постоянно растет благодаря росту вандализма в стране), или (еще хуже) стремятся в администрацию, ставя крест на своем будущем и будущем общества. И этот процесс нельзя даже назвать скрытой безработицей – это построение системы разрушения страны. Оставшаяся часть стремится в "офисы" превращаясь в безликих "менеджеров", которых вы так не любите. Я разделяю вашу нелюбовь, испытывая жалость и тревогу за этих людей, отрезающих стране и себе путь к развитию. Страна живет на сырьевых ресурсах как "на игле" и кризис отрезвления будет очень болезненным.

К огромному несчастью для страны, административный аппарат государства справиться с этой проблемой не сможет, поскольку не обладает достаточным интеллектом и уровнем нравственности для анализа складывающихся тенденций и еще меньшим желанием их преодолевать, меняя направление движения. Их все устраивает, поскольку созданы все условия для существования и разрастания самого аппарата. А в России, чем больше аппарат, тем меньше шансов для развития и выживания страны, поскольку пищей для разрастания аппарата являются преграды на пути развития экономики. Питаясь этими преградами, аппарат жиреет. Аппарат советской России успешно разрушил страну. Думаю, нынешний аппарат коррумпированной России сделает это с не меньшим успехом, и за более короткий срок.

Ваш намек на невозможность проведения на радио сравнительного анализа религиозных доктрин понял. Госцерковь нынче вне пределов обсуждения. Надо бы намекнуть профессору Яблокову Игорю Николаевичу, заведующему кафедрой философии религии Философского ф-та МГУ, чтобы он умерил пыл своих аспирантов, дошедших до того, что организовали Московское религиоведческое общество на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Даже сайт начали вести и конференции собирают. Пора бы им сворачиваться и уходить в подполье. (Последняя проверка ссылки показала, что они уже это сделали)

Меня абсолютно не удивляет, что происходит слияние церкви с государством. Коррумпированный госаппарат безошибочно угадывает, что эта закоснелая структура, созданная императором Константином для поддержания личной власти, с заложенными в нее атрибутами управленческого аппарата, является хорошим инструментом для поддержания системы. Он старательно подкармливает ее служителей всеми возможными способами: от освобождения от налогов и дарения земель и зданий, до предоставления служителям семинарских часов в университетах и начальных классах школы. И закономерно, что эта темная сила, плохо справлявшаяся когда-то со школьной программой, почувствовав поддержку, начинает цыкать на работников науки, грозя расправой.

Я страшно извиняюсь за свое неуемное любопытство, но очень хочется спросить вас: мне показалось, что вы как-то не очень обращаете внимание на ту пропасть, которая отделяет церковь от христианской религии? И вы тоже вслед за Кириллом призываете их идти "в народ"? Как бы они не забыли взять меч, который Иисус якобы вложил им в руки – без него полной "катехизации" добиться будет трудновато. Одно успокаивает: эта структура, обвешавшая себя языческими обрядами, усердно служит мамоне, развивая внутри систему необлагаемых налогом бизнесов, и увлечь ее на новые крестовые походы будет трудно. Вы зайдите в любую, узнайте у местного батюшки, почем отпевание или крещение. Опасность может возникнуть, если только кризис приведет в их ряды новых опричников.

Не кажется ли вам, что в 21-ом веке для образованного человека немножко странно преклоняться перед Богом, созданным по образу и подобию человеческому, и немножко стыдно идти к "посреднику", который готов замолвить словечко перед Богом в оправдание и "спасение"? Не пора ли поверить в свои собственные силы? Стоит ли уходить слишком далеко от науки? Мне как-то неприятно сомневаться, что такой светский образованный человек как вы, Дмитрий Львович, интеллекту которого можно только подивиться, может всерьез думать, что эта темная консервативная сила под названием церковь может способствовать развитию демократии и уровня образованности общества. Неужели дань моде, внедряемой госаппаратом для вас важнее?

В наши времена не крестовыми походами пора бы начать заниматься, а развитием наук, гуманизацией общества, поскольку гуманность является одной из важнейших составляющих человеческой природы. Единственно правильным путем развития нравственности и демократии в обществе мне представляется развитие теории цивилизации Homo Conscious, объединяющей все религиозные учения в единое учение о Нравственной Основе Природы (Боге) на сугубо научной основе с примерами из истории и естественных наук. Основные религиозные учения могут служить исторической базой, демонстрирующей общность всех наций и народностей. Пора бы людям вернуться назад к Природе - уж слишком далеко мы от нее оторвались, а она предательства не прощает.

Если вдуматься, в идее социализма нет ничего порочного. Просто строить его нужно чистыми руками, опираясь на высокое сознание, освободившееся от власти мамоны. Именно из-за отсутствия этих факторов российский опыт социализма оказался таким неудачным. Но современное состояние морали это как падение в пропасть по сравнению с тем, что было. Сейчас шестидесятые годы прошлого века в России кажутся просто недостижимой идилией, однако, совершенно очевидно, что опускать руки нельзя.

Желаю вам успехов.

К оглавлению
Присылайте свои замечания, идеи и предложения
по структуре и темам сайта




Строим виртуальный город честных людей

free web tracker